Антидоты

Широко распространено ошибочное представление, что антидоты играют решающую роль в лечении интоксикаций. В конечном счете существует лишь небольшое число специфических веществ, которые могут быть использованы как антидоты или обладать соответствующими свойствами. Остальные широко известные вещества этими свойствами не обладают, иногда представляют опасность и способны отвлечь внимание врача от более эффективных мер лечения.

Оксид углерода. Физиологическим веществом, препятствующим развитию карбоксигемоглобинемии, является кислород, поэтому при интоксикации оксидом углерода больной прежде всего должен быть переведен из загрязненной атмосферы на свежий воздух. Чистый кислород необходимо использовать для лечения интоксикации как можно оперативнее.

Применять при этом смесь кислорода с углекислотой не следует, поскольку бытующее представление о стимулировании ею дыхания ошибочно. Как правило, кислород под давлением быстрее обеспечивает восстановление в крови прежнего уровня карбоксигемоглобина; необходимо сразу же применить кислород из искусственного источника, но если этого сделать нельзя, то можно воспользоваться кислородом атмосферы. При условии, что состояние комы невозможно устранить и не удается снять карбоксигемоглобинемию, целесообразно применить гипербарическую терапию.

Цианид. Воздействие цианида, не вызвавшее признаков интоксикации, не требует лечения антидотами. Установлено, что; антидот для бессимптомных больных противопоказан, в особенности если пострадавший вообще не подвергался воздействию цианида.

Однако при наличии признаков интоксикации цианидом следует немедленно ввести больному в вену кобальтовую соль этилендиаминтетрауксусной кислоты (20 мл 1,5%-ного раствора в глюкозе); если лечебный эффект недостаточен, вторая доза вводится спустя 5 мин. Другой метод лечения заключается в медленном внутривенном введении 10 мл 3%-ного раствора нитрата натрия, а затем от 10 до 20 мл 10%-ного раствора тиосульфата натрия; однако этот метод довольно сложен, в то время как срок хранения растворов ограничен.

При отсутствии этих препаратов можно попытаться выиграть время-в качестве первой помощи следует проводить многократную ингаляцию амилнитрита.

Таллий. При острой пероральной интоксикации таллием возникает мания убийства или самоубийства. Установлено, что состояние пострадавшего улучшается при своевременном интрадуоденальном введении ферроферрицианида натрия («Прусская синь» или «Берлинская синь») двумя дозами по 250 мг/кг в день в 50 мл 50%-ного раствора маннитола. В результате всасывания таллия в организм из кишечника не только замедляется, но и благодаря энтероэнтеральной рециркуляции происходит его выведение из организма.

Фосфорорганические инсектициды. Токсическое действие этих соединений состоит в связывании и инактивации холинэстеразы. Вследствие этого у пострадавшего отмечаются признаки холинергического состояния с мускариноподобными симптомами (покраснение кожи, избыточная потливость, тахикардия, падение кровяного давления, усиление перистальтики кишечника с коликами и поносом, недержание мочи, бронхоспазм, усиление бронхиальной секреции и миоз). Указанные симптомы исчезают под действием атропина, который нужно очень быстро ввести пострадавшему в количестве 2 мг внутривенно или внутримышечно. Инъекции следует повторять до состояния полной «атропинизации». Для поддержания этого состояния может потребоваться введение атропина в количестве 1 г и более в первые 24 ч после отравления. Однако введение атропина лишь частично улучшает состояние больного, так как это вещество не снижает «никотинные» симптомы интоксикации.

Для проведения более радикального лечения необходимо в течение первых 12 ч ввести реактиваторы холинэстеразы.

Первоначально вводят 1 г пралидоксима внутривенно с последующим увеличением дозы в 2 раза. В дальнейшем вводить реактиваторы нецелесообразно. (При интоксикации карбаматами оксимы не применяют.)

Не менее важно внутривенное введение диазепама в количестве от 5 до 10 мг. Помимо снятия спазмов, он оказывает благотворное влияние на центральную нервную систему.

Опиаты. При передозировке морфина, героина, петидина, метадона и других препаратов этой группы, помимо обычных мер реанимации, необходимо в качестве антидота обязательно вводить налоксон. Его дозу в 0,4 г вводят внутривенно, при необходимости повторяют, так как этот препарат обладает относительно коротким временем действия, которое увеличивается при передозировании.

Парацетамол (ацетоминофен). Этот известный и легко доступный анальгетик умеренного действия считается безопасным для здоровья, но при однократном приеме значительной дозы (более 15 г) он может оказывать токсическое действие на печень в связи с образованием метаболита, который реагирует с белками печени. Если с момента попадания этого вещества внутрь организма прошло не более 10 ч, то опасное действие метаболита можно ослабить либо с помощью перорального введения метионина (по 2,5 г препарата 4 раза с интервалом в 4 ч), либо путем внутривенного введения сначала в течение 5 мин ацетилцистеина (150 мг/кг) в 5%-ном растворе глюкозы,   затем - 50 мг/кг    препарата в 500 мл 5%-ного раствора глюкозы на протяжении 4 ч, а в течение последующих 16 ч-100 мг/кг препарата в 1 л 5%-ного раствора глюкозы.

Мышьяк. При острой интоксикации мышьяком, в результате которой наблюдаются рвота, диарея холерного типа и коллапс, требуется немедленное укрепляющее лечение. Димеркаптол в качестве антидота выполняет лишь вспомогательную роль.

Хотя на этом перечень средств борьбы с интоксикациями и заканчивается, он тем не менее представляет достаточно полный набор специфических средств клинического токсиколога. Помимо этого, следует иметь в виду, что при хронических интоксикациях (например, свинцом или ртутью) также могут успешно использоваться антидоты.
 

Категория: Острые интоксикации, лечение | Просмотров: 857 | | Теги:Антидоты | Рейтинг:0.0/0